Войти Регистрация

Зайдите в свой аккаунт

Логин
Пароль
Запомнить меня
Приобрести диплом онлайн без предоплаты у нас

Среда, 25 февраля 2015 19:03

69 ГОД! А ведь суть до сих пор актуальна!

Оцените
(3 Голосов)

 




 

Экспедиция на Луну. Знакомая по многим научно-фантастическим произведениям картина: лунный пейзаж, резкие тени от стоящей в отдалении ракеты, люди в защитных скафандрах... И вот эта картина со страниц научной фантастики перешла сегодня в реальные научно-технические проекты.

Человек полетит на Луну! Как сделать, чтобы полёт и посадка его были безопасными, чтобы он мог ступить на поверхность планеты, незнакомой еще с шагами людей?

Гигантская многолетняя работа ведется учеными для этого. И один из важнейших ее этапов — первая космическая станция «Луна-2», попавшая на Луну. Она первая совершила посадку. Посадку? Но ведь она просто упала на планету, — можете возразить вы.

Да, упала. Но с точки зрения космонавтической науки — это один из этапов посадки.

Давайте посмотрим, как можно посадить корабль на Луну, как можно

Здесь оторван уголок журнала. Просьба: кто может — восстановите текст!

 

Жесткая, грубая, мягкая


мягкая — это
и космического корабля на поверхность планеты. Именно так можно посадить корабль и на Луну.

Разберемся поподробнее, что означает каждый из способов прилунения.

Начнем с самой простой посадки — с жесткой. Жесткая посадка протекает без торможения космического аппарата, без гашения бешенной второй космической скорости. Иными словами, это падение, удар о лунную поверхность разведчика-автомата, посланного с Земли. Пример такой посадки вам известен: станция «Луна-2».

Грубая посадка отличается тем, что какую-то часть скорости, с которой врывается в сферу лунного притяжения земной корабль там, на Земле, предусмотрели погасить, предусмотрели, хоть сколько-нибудь замедлить стремительный космический бег на дистанции Земля—Луна.

С такой целью в программу полета заложена команда, строго приказывающая автоматам на определенном расстоянии от поверхности планеты развернуть корабль в сторону, противоположную его движению. Тогда сопла двигателей будут направлены в сторону планеты назначения, в нашем случае, в сторону Луны. Корабль начнет прилуняться как бы «вверх ногами». Такой маневр нужен для того, чтобы тяга двигателей, направленная в противоположную от движения сторону, замедляла его.

Увы, результат грубой посадки — тоже удар о поверхность планеты. Примером его служит американская станция «Рейнджер-VII».

Оправдывают ли себя такие посадки? Что дают они нашей земной науке?

Очень и очень много. Огромные по важности научные сведения, колоссальной ценности научную информацию передают на землю корабли, заканчивающие свой путь жесткой и грубой посадкой. Советские лунники провели исследования магнитных полей вокруг Земли и Луны, космических лучей, межпланетного газа, метеоритных частиц. В результате этих исследований были сделаны два больших научных открытия: Луна в отличие от Земли не обладает значительным магнитным полем; она не окружена, как Земля, зонами радиации.

Большая заслуга и американского «Рейджера-VII». Его телевизионные камеры за 16 мин. 40 сек. падения на Луну передали на Землю 4316 снимков поверхности. А регистрация скорости падения высокочувствительными электронными приборами позволила уточнить массу Луны.

Представьте себе, как же стремятся ученые посадить на Луну космический корабль так, чтобы он не разбился, чтобы он сел на поверхность, затормозив движение, погасив скорость — чтобы корабль совершил мягкую посадку!

Только мягкая

 

Вспомним, как все газеты мира писали о первой в истории науки посадке советской автоматической станции «Луна-9». Вспомните, что говорили об этом событии выдающиеся ученые. Мягкая посадка «Луны-9» и фотографирование «на месте» лунной поверхности были признаны грандиозным успехом космонавтики.

Еще бы! Совершена мягкая посадка на Луну — единственно возможная посадка для корабля с человеком на борту!

Как же ее осуществили?

Нечего и говорить, что это дело чрезвычайно сложное и чрезвычайно ответственное. Ведь земной корабль так должен сесть на Луну, чтобы не получить никаких повреждений. Это значит, что скорость посадки должна быть минимальной, надо за какое-то определенное время погасить стремительный бег космического аппарата, затормозить его.

Вдумайтесь, как трудно сделать это, да еще в условиях, когда нет атмосферы, которая послужила бы естественным тормозом и позволила бы к тому же применить парашюты. Ведь незаторможенный корабль врежется в луну со скоростью порядка 2500 м/сек. А чтобы мягко прилуниться, ее надо снизить до нескольких метров в секунду! И только один путь — погасить скорость за счет работы реактивных двигателей, за счет дополнительных запасов горючего.

Расчеты, которые проводят ученые, говорят: скорость движения можно гасить у поверхности Луны, только там включать тормозные двигатели. Тогда расход горючего не будет большим.

Но когда космический корабль летит к цели с экспедицией землян, такой способ исключается. Исключается из-за гигантских перегрузок, которые возникнут при таком режиме посадки. Перегрузки будут так велики, что их не сможет вынести живой организм. Да, пожалуй, и техническая аппаратура.

Правда, специалисты считают, что полеты первых лунных экспедиций не будут «нацелены» прямо на Луну. Траектории их полетов предполагают рассчитывать таким образом, чтобы корабль прошел на расстоянии нескольких десятков или сотен километров от планеты. То есть корабль землян превратится в искусственный спутник Луны, который будет двигаться по своей орбите. Ее принято называть орбитой ожидания.

С нее космонавты уточнят место посадки, проверят перед спуском еще раз оборудование. После окончательного выбора места включится вычислительное устройство, которое все очень точно просчитает.

И только после этого начнется спуск.


(названия главы не сохранилось)

 

Человек готовится выйти на поверхность Луны! Чтобы это совершилось, нужно много и много усилий ученых, инженеров, рабочих, космонавтов.

Давайте обратимся к одному из тех людей, кто уже внес свою лепту в дело достижения заветной цели. Вот мнение советского космонавта Валерия Быковского.

«Для обеспечения жизни и работы космонавтов на орбите и на Луне потребуются специальные скафандры. Значительным событием в решении этой проблемы стало создание скафандра, в котором А. Леонов первым в истории вышел в открытый космос. Эксперимент с выходом в космическое пространство выполнен успешно. На экранах телевизоров было видно, что скафандр не ограничивал движений космонавта, а фал, соединяющий его с кораблем, позволял удалиться более чем на пять метров от корабля.

Характеристики корабля и покрытия были подобраны с расчетом на оптимальный лучистый теплообмен. В дальнейшем скафандр космонавта, очевидно, будет снабжен средствами передвижения. Тогда длительное пребывание вне корабля и выполнение различных операций станут обычным явлением.

Несколько слов о методах выхода из корабля. Сейчас существуют две системы, принципиально отличающиеся одна от другой. Советские космонавты пользуются шлюзом. Несколько усложняя конструкцию корабля, шлюз позволяет космонавту выходить в открытый космос без разгерметизации кабины. Наши американские коллеги вынуждены перед выходом в космос разгерметизировать всю капсулу. И командир корабля, и космонавт, выходящий из корабля, фактически оказываются в космическом пространстве, с той лишь разницей, что один находится в разгерметизированной кабине, а другой выходит из нее. Таким образом, от воздействия различных факторов космического пространства американских космонавтов предохраняет только скафандр, а советских — еще и кабина, климат которой не меняется благодаря использованию шлюза для выхода в космос.

Опыт первых полетов с выходом человека в космос внимательно изучается, он принесет большую пользу при подготовке лунных экспедиций.»

А теперь познакомимся с одним из проектов перелета космического корабля с людьми с Земли на Луну.

По проекту «Аполлон» — так его назвали американские специалисты — на Луну предполагается послать трех космонавтов.

Как же они отправятся в такое путешествие?

Для лунной экспедиции разрабатывается трехступенчатая ракета «Сатурн-5» высотой в 85 метров. Наверху ее будет закреплен корабль «Аполлон» высотой в 25 метров. Сам космический корабль состоит из трех отсеков, которые могут разделяться.

Космонавты, начавшие путь до самой высадки на поверхность нашей космической соседки, будут находиться в отсеке для команды. Это довольно большое помещение, так как вес отсека значительный — 4,5 тонны, хотя и самый легкий из всех трех. Во втором отсеке — самом тяжелом, весом в 25 тонн — разместятся двигательные установки и аппаратура для управления кораблем и коррекции его траектории. И, наконец, третий отсек весом в 11,5 тонны. Его название «лунный экскурсион» говорит о назначении — он предназначен для высадки двух космонавтов на лунную поверхность.

«Аполлон» должен выйти на околоземную орбиту вместе с третьей ступенью ракеты-носителя. Эта ступень и выведет его на траекторию полета к Луне.

 

Перелет Земля—Луна займет 3,5 суток. Именно тогда «Аполлон» выйдет на круговую орбиту спутника Луны — орбиту ожидания. Она должна проходить на расстоянии 160 км от Луны, а пробегать ее земной аппарат сумеет за два часа.

Когда будет уточнено место посадки, два космонавта перейдут в лунный отсек. И он возьмет курс на планету, включив свой двигатель. Мягкая посадка осуществится с помощью раскрытых шасси. А вот сколько времени проведут космонавты на Луне — 24 часа или 48 — еще не решено. Возможно сутки, а возможно и двое. Но уточнить эту деталь — не самое трудное в проекте.

Когда истечет время пребывания на планете, лунные разведчики снова попадут на орбиту искусственного спутника Луны. Здесь лунная кабина стыкается с кораблем, и «инопланетчики» перейдут в отсек для команды. Со своим «Лунным домом» им придется расстаться: отсек останется на орбите ожидания.

Заработают основные двигатели, чтобы увести корабль на траекторию возврата на Землю — теперь уже путь домой.

После входа в атмосферу Земли снова космонавтам предстоит расставание. Двигательный отсек теперь не нужен, он отбрасывается. Единственный отсек — отсек для команды — возвращается из космического путешествия на Землю. Он приземляется на трех парашютах, или выбросив специальное разворачивающееся крыло — парапланер.

Существуют и другие проекты перелетов космического корабля с людьми по маршруту Земля—Луна. Будущее покажет, который из них окажется более удачным и с меньшим риском для космонавтов даст возможность побывать на Луне.

Необходимо помнить, что цель таких полетов не только в том, чтобы любыми средствами достичь нашей космической соседки, но главным образом, в том, чтобы надежно освоить трассу Земля—Луна для дальнейших космических исследований на благо науки, для всего человечества.

Вот и пришло к концу наше лунное путешествие. Остается пожелать участникам будущих экспедиций доброго пути и благополучного возвращения на Землю.

 

 

«Горизонты техники для детей» 1969 г. №2, обл, с.2

 


Поделитесь ссылкой

Просмотров 2064
Еще из этой категории « Вспомним былое: космические успехи СССР. Немного Истории: вчера, сегодня, завтра. »
Добавить комментарий
Обновить

Группа Вконтакте

Сайт Руслана Стрельцова

Сайт создал Дмитрий Новоселецкий


Яндекс.Метрика

05-11-2016 Hits:1425 Вселенная и жизнь Дмитрий Стрельцов

10 вопросов, - 0 внятных ответов

10 ТАЙН, НАД КОТОРЫМИ НАУКА ЛОМАЕТ ГОЛОВУ ПРЯМО СЕЙЧАС... Наука стремится охватить и описать весь мир, сделать неизвестное известным и...

Подробнее

04-11-2016 Hits:415 Сатурн Дмитрий Стрельцов

Космические треки, перстни гиганта.

Кольца и полукольца Сатурна     Начиная с открытия Галилеем колец Сатурна этот удивительный феномен привлекал внимание и поэтов, и ученых. Тем более...

Подробнее

03-11-2016 Hits:444 Уран Дмитрий Стрельцов

Лежебока Уран

Уран - вокруг Солнца "лежа на боку"   Открытие колец Урана       У Урана есть слабо выраженная система колец, состоящая из очень тёмных частиц...

Подробнее

02-11-2016 Hits:534 Космические аппараты Дмитрий Стрельцов

КАК МЫ ЛЕТАЕМ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ? ЧАСТЬ…

Юпитер нам поможет     Многие межпланетные зонды использовали для разгона тяготение Юпитера. Первыми были аппараты «Пионер-10» и «Пионер-11» (Pioneer), а вслед за...

Подробнее

02-11-2016 Hits:446 Космические аппараты Дмитрий Стрельцов

Как мы летаем в Солнечной системе? часть…

Гравитационные маневры     Со времен Кеплера и Ньютона астрономам известно, что в поле тяготения массивного центрального тела движение происходит по классическим траекториям...

Подробнее

12-04-2016 Hits:6192 Космонавты Дмитрий Стрельцов

День космонавтики и курьёзы

Сегодня в России отмечается День космонавтики. 12 апреля 1961 года Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник «Восток» с...

Подробнее

01-04-2016 Hits:1842 Юпитер Дмитрий Стрельцов

По следам падения. Юпитер.

Дорогой читатель! Буквально на днях астрономами любителями было зафиксировано падение объекта на Юпитер. Это третье "громкое" падение на гигант. Первое...

Подробнее

26-03-2016 Hits:1676 Марс Дмитрий Стрельцов

Обзор фотографий, марсианские сумерки.

Обзор фотографий, марсианские сумерки.Друзья, предлагаю вашему вниманию несколько панорам марсианских сумерек. Для начала нужно вспомнить что такое сумерки и какова...

Подробнее

05-03-2016 Hits:2547 Космические аппараты Дмитрий Стрельцов

Путей много, цель одна: Космос.

Путей много, цель одна: Космос.   Вам не нужна ракета, чтобы покинуть Землю. Есть более мягкий и нежный способ путешествия — и коктейль...

Подробнее

04-03-2016 Hits:2341 Венера Дмитрий Стрельцов

Жизнь, кажется, нашли. Но не там, где ис…

Жизнь, кажется, нашли. Но не там, где искали Доктор физико-математических наук Леонид Ксанфомалити, Институт космических исследований РАН. Анализ поведения обнаруженных...

Подробнее

04-03-2016 Hits:1719 Венера Дмитрий Стрельцов

Жизнь, кажется, нашли. Но не там, где ис…

Жизнь, кажется, нашли. Но не там, где искали Доктор физико-математических наук Леонид Ксанфомалити, Институт космических исследований РАН. Следуя некоторым видам поиска...

Подробнее

21-02-2016 Hits:1555 Изучение космоса Дмитрий Стрельцов

Конец Солнца и Самость Космоса Часть 2

Конец Солнца и Самость Космоса Часть 2   6. Картина катастрофы Органическое человечество будет ощущать свою смерть как космическую катастрофу. Катастрофа здесь...

Подробнее

21-02-2016 Hits:1686 Изучение космоса Дмитрий Стрельцов

Конец Солнца и Самость Космоса Часть 1

Константин Елькин   Конец СолнцаиСамость Космоса Часть перваяКонец Солнцаиего системы По материалам Свободной энциклопедии – Википедия.   “…даже небольшое изменение в температуре нашего Солнца должно было...

Подробнее

21-02-2016 Hits:1028 Изучение космоса Дмитрий Стрельцов

Магнетизм космоса: Магнитные поля

Магнетизм космоса: Магнитные поля Обычно магнитные поля ассоциируют с планетами и звездами. Но и у галактик такие поля тоже имеются Алексей Левин 18 октября 2010 21203 Магнитные поля изрядно...

Подробнее

21-02-2016 Hits:1225 Простая наука Дмитрий Стрельцов

Астрофотография вчера, сегодня, завтра.

Астрофотография «Черно-белая эпоха» Все нижеприведенные фотографии отпечатаны с негативов на увеличителе «Беларусь-912». Отпечатки отсканированы.К сожалению, качество сканера оставляет желать лучшего. Многие отпечатки...

Подробнее

21-02-2016 Hits:1147 Простая наука Дмитрий Стрельцов

Астрофотография в каждый дом

Астрофотография в каждый дом   Думаю у любого человека, интересующегося космосом — возникала идея купить телескоп, чтобы лично все посмотреть. ...

Подробнее

21-02-2016 Hits:1009 Простая наука Дмитрий Стрельцов

Искусство астрофотографии

  ТАЛ-3: ПЕРВЫЙ ЭТАП МОДЕРНИЗАЦИИ   Весной 2000г. мне довелось приобрести телескоп ТАЛ-3 новосибирского производства. К сожалению, этот 200-мм инструмент системы Максутова-Кассегрена в...

Подробнее

21-02-2016 Hits:1000 Черные дыры Дмитрий Стрельцов

Космические надсмотрщики средней весовой…

  Космические надсмотрщики средней весовой категории. Изучение черных дыр среднего размера, массой чуть меньше миллиона солнечных масс, возможно, даст ключ к пониманию...

Подробнее

29-01-2016 Hits:1111 Вселенная и жизнь Дмитрий Стрельцов

Не первая Вселенная? Циклическая теория.

  ЦИКЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ     ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА ПОЛЬЗУЕТСЯ ДОВЕРИЕМ АБСОЛЮТНОГО БОЛЬШИНСТВА УЧЕНЫХ, изучающих раннюю историю нашей Вселенной. Она и в самом деле объясняет...

Подробнее

29-01-2016 Hits:1490 Основы астрономии Дмитрий Стрельцов

ИСТОРИЯ ТЕЛЕСКОПОВ

ИСТОРИЯ ТЕЛЕСКОПОВ     Ровно 400 лет назад Галилео Галилей, разработавший особый способ шлифовки линз специально для астрономических наблюдений, создал первый телескоп. В...

Подробнее

29-01-2016 Hits:1381 Изучение космоса Дмитрий Стрельцов

Секунды пробуждения.

НОВОРОЖДЕННАЯ ВСЕЛЕННАЯ     БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИИ ВО ВСЕЛЕННОЙ НАХОДИТСЯ В "ЧЕТВЕРТОМ СОСТОЯНИИ ВЕЩЕСТВА". НО ТАК БЫЛО НЕ ВСЕГДА.     Основное прибежище плазмы на...

Подробнее

27-01-2016 Hits:1508 Галактики Дмитрий Стрельцов

Спринтеры космоса. САМЫЕ БЫСТРЫЕ В ГАЛАК…

САМЫЕ БЫСТРЫЕ В ГАЛАКТИКЕ     Мы пока не можем полететь даже к ближайшим звездам. Что уж говорить о более далеких путешествиях. Вряд...

Подробнее

27-01-2016 Hits:1413 Галактики Дмитрий Стрельцов

Космический огород. Галактики.

ГАЛАКТИКИ     ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЛАНЕТ И ЗВЕЗД ИЗМЕРЯЕТСЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ, СОЛНЦА, КОМЕТ, АСТЕРОИДОВ И МЕТЕОРИТОВ - СТОЛЕТИЯМИ. А ВОТ ГАЛАКТИКИ, РАЗБРОСАННЫЕ ПО ВСЕЛЕННОЙ...

Подробнее

27-01-2016 Hits:1553 Изучение космоса Дмитрий Стрельцов

Гипотеза Инфляции

ИНФЛЯЦИЯ     ОДИН ИЗ ФРАГМЕНТОВ ПЕРВОЙ МИКРОСЕКУНДЫ ЖИЗНИ ВСЕЛЕННОЙ СЫГРАЛ ОГРОМНУЮ РОЛЬ В ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ     Концептуальный прорыв стал возможным благодаря очень...

Подробнее

27-01-2016 Hits:1281 Изучение космоса Дмитрий Стрельцов

ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ. ГОРИЗОНТ ВСЕЛ…

ГОРИЗОНТ ВСЕЛЕННОЙ     В СЛОВАРЕ, ИЗДАННОМ В 1910 ГОДУ, ГОРИЗОНТ ОПРЕДЕЛЯЛСЯ КАК «ОКРУЖНОСТЬ КРУГА... ДАЛЬШЕ КОТОРОГО НИЧЕГО НЕ ВИДНО». НО ЗА ПРОШЕДШИЙ...

Подробнее